Формы самостоятельной работы слушателей

Новые методы обучения основательно и фундаментально готовят студентов к самостоятельной работе не с отдельными параграфами и главами, а по учебному плану в целом, особенно с первоисточниками. Самостоятельная работа в новой методике не самоцель, а средство формирования самостоятельной личности студента. В этом видится новизна проблемы при условии введения альтернативного обучения.

В традиционной системе СРС направлена на усвоение знаний, умений и навыков. Развитие самостоятельности в лучшем случае относят к второстепенной цели, а по большей части такая цель не ставится вообще.

В связи с тем, что на СРС в учебных планах выделено определенное время (15-20%), ее можно условно назвать регламентированной СРС или индивидуальной работой под руководством преподавателя и выделить 2-е формы:

I. Аудиторная (по расписанию). Основные виды этой работы такие:

1) Консультации (поточные, групповые, индивидуальные, целевые, методические, установочные перед семинаром, зачетом, экзаменом). Выполняют эти консультации разные функции. На консультации преподаватель имеет возможность индивидуализировать свою работу со студентами. Желательно, чтобы на консультациях студент получал не только информационный материал из соответствующего учебного курса, но и советы, помощь в вопросах организации, методики проведения самостоятельной работы соответственно своим возможностям и потребностям (в особенности это важно для студентов 1-го курса).

2) Коллоквиумы имеют большое значение для активизации умственной деятельности студентов, которые в равной мере объединяют учебную и контрольную функции. Основная задача коллоквиума - проверка знаний. С одновременным их расширением и углублением студенты проходят собеседование, в процессе которого они учатся обобщать материал, строить заключения.

Цель коллоквиума - проверить, как студенты усвоили информацию, полученную на лекциях, лабораторно-практических занятиях, семинарах, выяснить, достаточные ли у них знания для глубокого понимания нового материала.

3) Контрольные работы.

II. Внеаудиторная СРС (планируется преподавателем понедельно, на один семестр или на весь период изучения предмета и утверждается на заседании кафедры.

Приводим ориентировочный перечень разных видов самостоятельной работы на примере биологического цикла дисциплин:

изучение учебной основной и дополнительной литературы и составление библиографии;

изучение методических разработок по темам;

работа с опорным текстом лекций, с опорными схемами, диафильмами, слайдами;

самостоятельное изучение объектов соответственно плану или по схеме;

заполнение сравнительно-анатомических таблиц;

построение графиков, диаграмм, фонограмм;

фенологические наблюдения в природе (по определенному плану);

составление таблиц, их анализ;

участие в разработке и постановке лабораторных работ;

самостоятельный поиск знаний из определенной темы (по периодическим научным и методическим изданиям);

построение опорных и структурно-логических схем;

изготовление наглядных пособий;

деловые игры;

проведения тематических конференций;

разбор вопросов дискуссионного характера;

выдача задач опережающего характера соответствующего теоретическому материалу с дальнейшим его анализом;

изучение отдельной темы с микрогруппой студентов;

написание и защита рефератов, курсовых и дипломных работ.

Поиск эффективных методов обучения, способов формирования интереса к предмету и к своей будущей профессии всегда будет актуальной задачей. Поэтому справедливы утверждения, что СРС в учебном заведении должна выразительно и эффективно проявляться во всех формах обучения: на лекциях, на практических и лабораторных занятиях, при выполнении домашних задач, курсовых и дипломных работ, во время прохождения учебных и производственных практик.

Как отмечает Н.В. - Басова, отличием СРС от других видов работы есть „самостоятельное целеполагание, самостоятельный выбор задач и видов работы” [45, с. 224-225]. У нее СРС существует в основном как конечная форма учебной работы:

- СРС - это отдельное средство независимой познавательной деятельности, во время которой студенты самостоятельно приобретают знания, вырабатывают собственные умения и навыки, самостоятельно закрепляют их и применяют на практике; происходит как научное познание;

- СРС - это средство получения новых знаний, изготовление и практическое закрепление умений и навыков, которое организовывается преподавателем, руководствуется ним, но осуществляется без непосредственного его участия;

- СРС - это форма организации учебного процесса, которая протекает как творческая деятельность студентов или конкретное проявление умственной деятельности;

- СРС - это вид обучения, во время которого студенты решают разнообразные научно-познавательные проблемы;

- СРС - методы индивидуальной или коллективной как аудиторной, так и внеаудиторной учебной деятельности под тщательным руководством преподавателя, но без активного его вмешательства;

- СРС - приемы учебной деятельности, которые применяются на учебных занятиях под руководством преподавателя для закрепления и практического применения, только что приобретенных, во время этого же занятия, знаний, умений и навыков;

- СРС - форма контроля или самоконтроля добытых самостоятельно или с помощью преподавателя знаний, умений и навыков.

Во всех этих подходах есть то, что в основе самостоятельной работы студентов лежит деятельностный подход к организации обучения и акцентируется необходимость формирования знаний, умений и навыков. Целью СРС есть развитие такой черты личности как самостоятельность, то есть способность организовывать и реализовывать свою деятельность без посторонней помощи и руководства" [20], а также еще развитие умений самостоятельно приобретать и анализировать знания, использовать их в практической деятельности, решать разные проблемные вопросы и активно, научно обосновано высказывать свою точку зрения.

На сегодня можно выделить, с точки зрения проблемы, суть СРС. С одной стороны, она рассматривается в системе лекционных, практических занятий, лабораторных работ и семинаров, как восприятие и самостоятельное осмысление студентами новой информации, воспроизведение ее в решении задач.

С другой стороны, самостоятельной работой считается только та, в ходе которой студент без помощи преподавателя проанализировал и обобщил учебный материал, проверил свои результаты и выводы.

Существуют также мысли, особенно среди преподавателей, что самостоятельной является только внеаудиторная работа студента.

Некоторые исследователи (С. Архангельский, П. Пидкасистый) выделяют соответствующие по структуре учебного плана два типа самостоятельной работы:

а) обязательную - она проводится во время учебных занятий при подготовке к ним;

б) дополнительную - она проводится сверх плана или по специальному индивидуальному плану (графику) с учетом личных интересов и наклонностей студентов.

Можно привести много примеров публикации, в которых ученые и практики выходят с того, что самостоятельная работа, будто постоянно присутствует в учебном процессе в виде самоподготовки студента к занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому большинство преподавателей даже не пыталось исследовать природу этого дидактического и методического явления, а главным образом изучали бюджет времени, который расходуется на внеаудиторную работу и всевозможные организационные мероприятия по планированию и благоустройству заданий с целью обеспечения ритмичной самостоятельной внеаудиторной работы в течение семестра, учебного года и всего срока обучения.

По опросу, проведенного нами выяснилось, что длительность подготовки студентов к занятиям на протяжении суток с первого по третий курс сокращается. Такое явление объясняется тем, что третьекурсники уже приобрели определенный опыт самоподготовки. 42.3% студентов первого курсов заявили, что они не умеют работать с литературой. На третьем курсе такой ответ дали всего 14.8% студентов. Но анкетный опрос показал, что все намного более сложное, чем выдается на первый взгляд.

Из 38 опрошенных студентов третьего курса ежедневно уделяют самостоятельной работе (не считая периода сессии):

Более 25 часов - 9.3%

21-25 часов - 10.2%

16-20 часов - 18.4%

11-15часов - 20.8%

6-10 часов - 13.2%

На вопрос достаточно "Ли Вам времени на самостоятельную работу?" положительно ответили - 43%, негативно - 37%, не смогли дать ответ - 20 %. Проведенный анализ выявил такую интересную деталь: студент, который пытается учиться хорошо и отлично теряет больше времени на подготовку к занятиям и все же считает, что этого недостаточно. Студент, который учится удовлетворительно и уделяет меньше времени СР, считает, что отведенного времени вполне достаточно.

Данные даже этого локального исследования свидетельствуют в пользу того, что нужно изучать бюджет времени студента. Но вместе с тем они с острой необходимостью задают вопрос об актуальности выяснения сути и места самостоятельной работы, поскольку полученные данные - лишь факты, которые находятся на поверхности и остаются неизвестными настоящей причины их появления. Кроме того, дополнительные осложнения возникают в связи с тем, что самостоятельная работа и самостоятельная деятельность рассматривается как идентичные понятия.

Проведенные известными научными работниками (В. Буряк, М. Евтух, Б. Коротяев, П. Пидкасистий) исследования позволяют утверждать, что основной причиной сокращения расходов времени на СР старшекурсниками выступает ее характер.

"Генетической клеткой" самостоятельных работ, как утверждал П. Пидкасистый [46], их цементирующим ядром есть познавательная задача, которая предлагается студенту в определенной ситуации обучения (усвоения), выступает предметом его деятельности. Самостоятельная работа, которая практикуется предусматривает поэтапное усвоение нового материала, его закрепления, использования, повторения. Фактически единственный и неделимый процесс индивидуального учебного познания искусственно расчленяется, что приводит к торможению развития мышления студента или во всяком случае не позволяет приобрести такие знания, которые содействовали бы его развитию. В процессе такой деятельности по существу редко учитывается субъектный опыт студента, его учебные возможности.

В имеющейся литературе с проблемами самостоятельной работы студентов отмечается, что эффективность самостоятельной деятельности студентов зависит от организации, содержания и характеру знаний, логики учебного процесса, взаимодействия имеющихся и предполагаемых знаний в данном виде самостоятельной работы, результатов ее выполнения и тому подобное. Но практически отсутствуют исследования, в которых бы рассматривались вопросы СРС в условиях новых педагогических подходов. И совсем нет работ по дифференцированной самостоятельной работе студентов.

Анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблемам мышления и познания дает основания понимать под самостоятельной деятельностью процесс отображения и превращения действительности в сознании субъекта. Этот процесс включает такие звенья:

1. Выделение студентом познавательной задачи (умение выбрать цель, выделить и принять задачу);

2. Определение способов действий для решения задачи (умение определить пути и средства, необходимые для решения задачи);

3. Контроль за правильным выполнением известных способов действий (умение применять усвоенные знания в разных ситуациях).

Структурными элементами самостоятельной деятельности студентов выступают:

1. Выделение цели деятельности;

2. Определение предмета деятельности;

3. Выбор средств деятельности

Звенья самостоятельной деятельности и ее структурные элементы взаимозаменяемы. Особенно это четко проявляется в сложном функционировании цели деятельности. Побужденный мотивом - целью студент разрабатывает план деятельности. Для этого ему нужно представить предмет деятельности в преобразованном виде, то есть в виде будущего результата. Цель - результат выступает здесь как исходный момент деятельности. В процессе реализации намеченного плана студент постоянно соотносит смоделированный результат с условиями и предметом деятельности, благодаря чему отбирает средства деятельности, соответствующие способы выполнения действий и устанавливает последовательность их применения. Цель - результат, таким образом, превращается в цель - основание, которое определяет исполнительскую стадию самостоятельной деятельности.

Поскольку цель выступает как результат, и как основание самостоятельной деятельности, выполняя одновременно функцию управления деятельностью, предметное содержание каждого действия как единицы самостоятельной деятельности актуально.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ : Роль самостоятельной работы Как сделать чертеж из модели в солиде



Формы самостоятельной работы слушателей 3. Самостоятельная работа студентов Организационные формы СРС
Формы самостоятельной работы слушателей Виды самостоятельной работы студентаи формы ее организации
Формы самостоятельной работы слушателей Методические рекомендации для преподавателей: Организация
Формы самостоятельной работы слушателей Организация самостоятельной работы студентов Информио
Формы самостоятельной работы слушателей Организация, формы и виды самостоятельной работы
Виды и формы самостоятельной работы студентов 72 Меню для сайта на jquery и CSS Афоризмы и цитаты о человеке Блефаропластика азиатских век в Алматы Вязаные жакеты спицами. Схемы вязания жакетов для женщин. Бесплатно Делаем челку без ножниц на один день на длинных волосах » 101 Прическа