Закрыть ... [X]

Функции родительского отношения к ребенку

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа родительского отношения, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на функции родительского отношения к ребенку ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких- либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей), так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях (богатые родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, и, желая, прежде всего, обеспечить будущее материальное благополучие своих детей, с раннего возраста приучают их к своей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации, которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, в течение которых ребенок оказывается, предоставлен самому себе; после же того, как ребенок «встанет на ноги», практически всякая забота о нем прекращается).
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Классифицируя родительские отношения некоторые авторы пытаются положить в основу описания типов родительского отношения степень выраженности эмоциональной стороны общения. Так, Е.Б. Насонова выделила четыре группы семей, отличающихся по типу и окрашенности эмоциональных межличностных связей:

  • семьи с наибольшим числом положительных эмоциональных связей и отсутствием негативных эмоций (гиперопекающие родители);

  • семьи с преобладанием положительных эмоций при незначительной доле отрицательных, возникающих как непосредственная реакция на запреты родителей, требования дисциплины, порядка, однако не затрагивающих личностных отношений и социальных потребностей ребенка (разумная любовь);

  • семьи с сосуществованием в равной мере положительных и отрицательных отношений (амбивалентное родительское отношение);

  • семьи с преобладанием отрицательных эмоциональных связей между родителями и детьми.

Данная классификация указывает на значимость характера эмоциональных связей в семье. Подтверждением этого являются исследования А.И. Запорожца: «Только через эмоциональную оценку своих действий взрослым ребенок усваивает и понимает смысл ситуации. Переживания являются продуктами взаимоотношений ребенка со средой. По мере развития ребенка эмоциональные переживания начинают играть роль регулятора поведения и в соответствии с требованиями среды и социальными нормами эмоционально корригировать и изменять его».
М.Н. Попова выделила следующие типы семей: «любящие», «игнорирующие», «формально- любящие». При составлении данных типологических классификаций семей были использованы следующие критерии:

  • осознание родителями значимости положительного эмоционально- тактильного контакта с ребенком; частота эмоционального взаимодействия родителя с ребенком;

  • адекватность эмоциональных проявлений родителя в процессе взаимодействия с ребенком.

Во многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы родительского отношения, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах, поведение родителей представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношений к детям, а другая – поведенческий. Комбинация крайних значений дает четыре типа родительского отношения:

  • теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы;

  • холодное разрешающее отношение, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему необходимой свободы;

  • теплое ограничивающее отношение, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку, с излишним контролем над его поведением;

  • холодное ограничивающее отношение, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и преследованию любого самостоятельного поступка.

Наиболее известной является классификация предлагаемая А.Я. Варгой и В.В. Столиным, которые дали описание обобщенных типов родительского отношения.
1. «Принятие–отвержение». Отражает эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым; ему кажется, что он не добьется успеха в жизни из- за низких способностей дурных наклонностей, небольшого ума; по большой части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. «Кооперация». Отражает социально желаемый образ родительского отношения. Содержательно этот тип раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всему ему помочь; высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него; поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных; родитель доверяет ребенку, старается принять его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно судить о том, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком: старается удовлетворить все его потребности, слиться с ним воедино; постоянно ощущая тревогу за ребенка, родитель ограждает его от трудностей и неприятностей в жизни, считает его маленьким и беззащитным.
4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает форму и направление контроля над поведением ребенка. При высоких баллах по этой шкале в родительском отношении четко прослеживается авторитаризм: родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения; пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких показателях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность; родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом; интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными; ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность, в связи с этим старается оградить ребенка от трудностей жизни и стойко контролировать его действия.
Однако тип отношения к ребенку зависит не только от особенностей родителей, но и от особенностей самого ребенка, при этом любая типология родительского отношения находится в прямой зависимости от стиля семейного воспитания, характерного для той или иной системы детско- родительских отношений. Под стилем семейного воспитания также подразумеваются отношения родителей к ребенку, характер и контроль над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрений и наказания.
Стиль семейного воспитания относится к ряду понятий, обозначаемых терминами «родительское отношение», «типы воспитания», «родительская позиция», которые очень часто рассматриваются как синонимы и отражают воспитательное воздействие родителей на ребенка (Н.Ю. Синягина). Необходимо рассмотреть и причины возникновения того или иного типа родительского отношения. Исследователи (Дружинин B.H., Овчарова P.B., Спиваковская А.С. и др.) считают, что стиль общения с ребенком репродуктивен и во многом задается семейными традициями. Матери воспроизводят свой стиль воспитания, какой был свойственен их собственному детству, нередко повторяют тип родительского отношения своих матерей. А.Я. Варга, выделяет факторы, влияющие на формирование того или иного типа родительского отношения: личностные особенности родителей, клинико- психологические особенности ребенка, особенности детско- родительских отношений в семье. Особая общительность и эмоциональность дошкольников, возрастающая потребность в принятии и понимании в ситуации семейного неблагополучия обусловливают острые, аффективные переживания ребенка.
Также вызывают интерес результаты исследований, посвященных воздействию на ребенка различных факторов среды. Установлено, что местоположение, размер и пространственная аранжировка жилища, как и количество проживающих в нем людей, опосредованно сказывается на межличностных отношениях, складывающихся между членами семьи.
В.Н. Дружинин и Н.Ю. Синягина отмечают, что большое значение для формирования определенного стиля общения и отношений в семье имеют социокультурные условия: экономическое положение семьи, образование родителей, характер взаимоотношений в семье, а также культурные традиции.
Исследования Н.Ю. Синягиной указывает и на то, что характер взаимоотношений между детьми и их родителями зависит от следующих воздействующих факторов:

  • от особенностей личности родителя (экстраверсивные – интровертивные, уверенные – неуверенные, тревожные и т.д.) и форм его поведения (эмоциональное включение или отвержение ребенка, адекватное или неадекватное отражение ситуации и др.);

  • от особенностей личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности и др.);

  • от психолого- педагогической компетентности и уровня образования родителей;

  • от применяемых родителями и другими взрослыми средств воспитательного воздействия;

  • от учета актуальных потребностей ребенка и степени их удовлетворения в семье и др.

Итак, причины возникновения того или иного типа родительского отношения имеют многофакторную зависимость. Качество родительского отношения зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости.
В последнее время большой интерес психологов сосредоточивается на проблеме воспитания и образования детей в различных типах семей. При этом отмечается важная роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Дефицит общения с родителями, недостаток близких в пространственном отношении (физическом и психологическом) тактильных и эмоционально насыщенных контактов с ними обусловливает раннее формирование негативных личностных образований (тревожности, страхов, невротических комплексов, коммуникативных барьеров). Все это не может не влиять негативным образом на характер всего дальнейшего жизненного пути человека.
Психолого- педагогические исследования привели к выделению эффективного (оптимального) и неэффективного (нарушенного) отношения родителей. Так эффективный (оптимальный) тип отношения родителей, способствует полноценному развитию личности ребенка, а также способствует гармонизации детско- родительских отношений. Под гармонизацией понимаются адекватные отношения между родителем и ребёнком. Адекватные отношения в свою очередь – это проявление между родителями и детьми эмоционального контакта. Они выражаются в принятии родителями ребёнка таким, какой он есть, в вере родителей в способность ребёнка быть самостоятельным, инициативным, ответственным, в проявлении доверия между родителями и ребёнком, в заботе о ребёнке, во внимании к ребёнку, умении прислушиваться к его словам и чувствам и т.д. Неэффективный (нарушенный) тип родительского отношения указывает на особую роль последнего в формировании патологических новообразований в психической деятельности и поведении ребенка. Под неэффективным родительским отношением понимается такое отношение, на основе которого у родителя и ребенка сформировался эмоционально- негативный фон взаимоотношений, трудности взаимопонимания.
Ряд психологических исследований показывает связь между определенным типом родительского отношения и конкретными характеристиками личности ребенка. Так, неблагополучие ребенка в семье способствуют эмоциональному дискомфорту, возникновению неврозов, тревожности, страхов, агрессивности, формированию заниженной самооценки, замкнутости. И очень часто становится непреодолимым барьером для ребенка в дальнейшей жизни.
Таким образом, были рассмотрены различные классификации типов родительского отношения разных авторов, причины возникновения того или иного типа родительского отношения, а также неэффективность  и оптимальность типа родительского отношения, который способствует гармонизации детско- родительских отношений в семье,
Далее рассмотрим структуру семьи. Одни исследователи под структурой семьи понимают систему отношений родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейные установки и отношения власти и авторитета. Другие – состав семьи и число ее членов, а так же совокупность их взаимоотношений.
Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором – демократической. Авторитарная семья характеризуется строгим беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Демократическая семья основывается на взаимном уважении членов семьи, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех делах семейной жизни, на совместном принятии важных решений.
Различной может быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи.
Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе – это семья, включающая взрослых (мужа и жену, нередко кого- то из родителей) и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного – двух детей.
Нарушение структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно- бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном обогащении).
В последнее десятилетие растет число малых семей, состоящих из двух человек. Печальная примета нынешнего времени – рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Та же структура у внебрачной семьи, которая отличается от неполной семьи тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной рождаемости»: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет), сознательно сделавшие выбор «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода.
На сегодня в России каждый 3 ребенок воспитывается в неполной или в материнской семье. В последние годы в нашей стране появляются и такие семьи, в которых родители озабочены проблемами карьеры, «делания» денег, где дети нежеланны и заброшены, отодвинутые на предпоследнее место в иерархии ценностей мамы и папы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются.
Учитывая актуальность выше обозначенной проблемы, попытаемся проанализировать специфику отношения детей и родителей в различных по структуре семьях.
Проанализируем родительские отношения в семье с единственным ребенком. Первый аспект проблемы: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством. Второй аспект: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, потому что ему недостает брата или сестры.
Родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание, что является помехой полноценному психическому развитию ребенка. Они слишком заботятся о нем, только потому, что он у них один, создают тепличные условия: холят, нежат, балуют, ласкают – это ведет к тому, что единственный ребенок часто становится центром семьи. Осознанно или нет, родители навязывают ему роль образцового ребенка: он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. В результате такого отношения ребенок непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованиями, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать такого же внимания, к которому привык в доме родителей. Причиной такого отношения является неопытность родителей, а также недостаточность психолого- педагогических знаний.
Определенная специфика детско- родительских отношений имеет место и в многодетной семье. Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет как положительные, так и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей имеет свои трудности и проблемы.
С одной стороны, как правило, воспитываются разумные потребности и умения считаться с нуждами других, ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы формирования для эгоизма, асоциальных черт; успешнее формируются нравственные качества, способность к общению, адаптации, толерантность.
Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во- первых, в таких семьях взрослые часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, – проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. В результате, в одних случаях обиженный ребенок становится более тревожным, неуверенным в себе, а в других – у него возникает повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет основания, – а все это затрудняет процесс социализации детей.
Во- вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психологическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможности для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам, – поэтому гораздо чаще дети из многодетных семей становятся на асоциальный путь поведения. Уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально- экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живут ниже порога бедности, а это накладывает отпечаток, на систему детско- родительских отношений в ней.
Отношения между ребенком и родителем в неполной семье имеют свои отличительные особенности. Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод вызывает у детей (особенно в возрасте от 3 до 12 лет) психический надлом и сильные переживания.
Часто бывает, когда родители охвачены желанием мстить друг другу, они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ругая друг друга и подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно ребенок получает в нормальной семье. В этот период ребенок может, воспользовавшись расколом семьи, сталкивать родителей, друг с другом и извлекать нездоровые преимущества, заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребенок будет вынуждать их баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать их одобрение.
На ребенке также отражаются страдания и переживания матери. В новом положении женщине гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности. Однако необходимо объяснить ребенку, что произошло, при этом никого не обвиняя. Одна из наиболее распространенных ошибок м наступает чрезмерная опека матери над ребенком.
Таким образом, специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой – это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще.
Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на Всё для ресниц наращивание силиконовые



Функции родительского отношения к ребенку Введение, Определение родительского отношения к ребенку - Типы
Функции родительского отношения к ребенку Родительское отношение к ребенку : структура, типы и функции
Функции родительского отношения к ребенку Функции и задачи родителей на разных этапах родительства
Функции родительского отношения к ребенку Понятие родительского отношения Диплом по психологии
Функции родительского отношения к ребенку Детско-родительские отношения Мир Психологии
1.2. Типы родительского отношения Анекдоты про время Главный портал о пластической хирургии: Все Игра Рисунок лица девочки. Игры для девочек онлайн Игры для Как создать американский Apple ID без кредитной карты Комплекс фитнес упражнений для женщин

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ